Энергетические решения под ключ

Охлаждение двигателя дизельного генератора

При работе дизельного генератора выделяется большое количество тепла не только от двигателя – нагрев также происходит в обмотках ротора и статора. И если охлаждение последних легко организовать с помощью принудительной воздушной вентиляции, установив крыльчатку на валу, то для уменьшения нагрева самого силового агрегата применяют более сложные системы.

Сгораемое топливо и движущиеся части дизельного двигателя при работе производят значительное количество тепловой энергии, негативно влияющей на эксплуатационные характеристики силового агрегата. Для поддержания температурного режима и отвода излишков тепла ДЭС оборудуются охлаждающими системами. Это позволяет предотвратить выгорание смазки, уменьшить износ трущихся частей и снизить нагрузку на двигатель.

Воздушная система охлаждения

Существует несколько типов систем охлаждения дизельных генераторов. Самой простой является воздушная. Она применяется на установках небольшой мощности – до 10–15 кВт. Это связано с ее невысокой стоимостью и эффективностью, достаточной для маломощных генераторов. Охлаждение происходит за счет теплоотдачи с поверхности силового агрегата. Для повышения ее эффективности площадь поверхности дизельного двигателя увеличивают с помощью специальных ребер. Скорость теплообмена повышается за счет системы вентиляторов. Но при увеличении мощности двигателя требуется более сложная конструкция такой системы охлаждения, и ее эффективность резко снижается, а стоимость возрастает. Неравномерность обдува, увеличение размеров двигателя и шумность работы вентиляторов являются основными недостатками воздушного охлаждения.

Жидкостная система охлаждения

Даже в наиболее экономичных дизельных агрегатах около 60 % тепла, выделяемого при сгорании воздушно-топливной смеси, идет на нагрев двигателя и выхлопных газов. Соответственно, здесь требуется более эффективное охлаждение. На таких двигателях применяется жидкостная система.

Отвод тепла происходит с помощью закрытого контура с принудительной циркуляцией, омывающего нагреваемые элементы в рубашке охлаждения – полости вокруг цилиндров двигателя. Система, по сути, является гибридной – охлаждающая жидкость остужается в радиаторах воздухом посредством вентиляторов. Хладагент может циркулировать как по большому контуру: рубашка охлаждения – центробежный насос – радиатор, так и по малому, минуя радиатор. Ход жидкости регулируется термостатом и определяется режимом работы дизельного двигателя. Избыток хладагента в системе, вызванный его тепловым расширением, направляется в расширительный бачок. В качестве охлаждающей жидкости может применяться как вода, так и антифризы и этиленгликоль.

На двигателях с турбонаддувом используется двухконтурная система охлаждения, в которой один обеспечивает отвод тепла от цилиндров, а с помощью другого снижается температура надувочного воздуха.

За алгоритм работы отвечает блок электронный управления двигателем, задающий оптимальные параметры запуска и функционирования в зависимости от многих факторов: температуры хладагента, масла, наружного воздуха и ряда других.

Одним из преимуществ жидкостного охлаждения дизельного генератора является возможность применять его в качестве системы подогрева для запуска двигателя при низких температурах. Недостатком можно считать сложность конструкции и ее стоимость, но по эффективности на сегодняшний день ей нет альтернативы для установок средней и большой мощности.

Заказ звонка
Есть вопрос?
Мы перезвоним Вам в течение нескольких минут